Безопасность сделки,или как агенты кидают свое агентство!

Безопасность интересов при сделках с недвижимостью — забота каждого, кто решает жилищный вопрос. Но причиной многих бед оказывается собственное неразумное поведение. Движимые великой целью мелкой экономии, люди порой легко соглашаются на «левую» сделку. Или сами отдают деньги мошенникам.

Представьте, что вы пришли в магазин одежды. Из массы предложенных вам вещей, наконец, выбрали что-то по душе и к лицу. И тут продавец, подносивший вам в примерочную кабинку туалеты, отводит вас в сторону и вкрадчиво шепчет: «А давайте не оформлять покупку через кассу — отдайте денежки мне, я вам сделаю некоторую скидку!» Несложно представить вашу реакцию.

Иначе как провокационным вы такое предложение вряд ли сочтете. Ведь в перспективе вам «светит» масса проблем: от невозможности обменять или вернуть товар в случае обнаружения брака до обвинений в скупке краденого. В таком случае непонятно, почему же, приобретая недвижимость — товар, куда более дорогой, чем самая эксклюзивная «тряпка», клиенты сплошь и рядом готовы слегка сэкономить. И с удовольствием осуществляют сделку «мимо кассы» фирмы. А порой, не дождавшись такого предложения от агента, сами выступают в роли инициаторов «левой»сделки.

Какое из зол — меньшее?

Доверяя решение своих жилищных проблем агенту – конкретному физическому лицу, мы часто забываем, что в правовые отношения (когда документально оформляются взаимные обязательства) мы вступаем с юридическим лицом — агентством. Не буду перечислять все функции риэлтерской фирмы в процессе организации сделки.

Сейчас хочется обратить ваше внимание на главное. Как бы ни был симпатичен вам конкретный агент, какие бы рекомендации ни прозвучали в его адрес из уст присоветовавших его знакомых, отношения с ним должны строиться только через фирму, на формальной основе. Если же он охотно соглашается на «левак» (или предлагает внести в фирму чисто символическую плату, слегка «прикрыв» операцию ее торговой маркой, а остальное выдать ему на руки), — речь идет не столько о морали, сколько о безопасности ваших интересов. Потому что она под угрозой: вы доверились человеку, в принципе готовому на обман.

Причин такой готовности может быть несколько, и все не в вашу пользу. Возможно, риэлтору кажется, что фирма, в которой он трудится, не отрабатывает своей части вознаграждения. И порой он, к сожалению, прав. Агентств много, уровень обеспечения бизнеса в них очень неровный, объем обязательств и функций, выполняемых по договору, в разных компаниях существенно отличается. Во всем этом надо разобраться. Если фирма действительно настолько слабая, что своей работой в ней агент не дорожит, лучше поискать как другую компанию, так и другого специалиста.

Когда же готовность «напрочь» игнорировать интересы агентства выражает сотрудник авторитетной риэлтерской компании с широким спектром услуг и качественным сервисом, это свидетельствует о шаткости его положения. Скорее всего, он — кандидат «на вылет». Из-за низкого уровня профессионализма и неэффективного труда с ним явно собрались расстаться, потому он и не дорожит своим рабочим местом. Главное для него — получить хоть какие-то деньги, последствия же не волнуют. Принцип взаимоотношений с клиентом таков: за маленькие деньги соответствующий объем неквалифицированной работы. Так что «левая» или «полулевая» сделка — признаки либо слабой компании, либо слабого специалиста.

Трудно сказать, какое из этих двух зол меньшее и возможен ли здесь выбор. В любом случае запомните, я привожу Вам только «голые» факты: согласившись на «подпольное» обслуживание, мы экономим всего 3-4% от стоимости оформляемой недвижимости, а рискуем практически всем.

При покупке жилплощади «слева» все моральные и материальные издержки становятся проблемой клиента. Агент уйдет в сторону – формально у него с клиентом нет никаких отношений. Даже если и подтвердит он свою причастность к вашей неудачной сделке, что толку? Где прописана его ответственность за правильность оформления пакета документов, организацию взаиморасчетов и т. д.? Эти функции принимает на себя только фирма, которую экономный клиент смело «кинул» на пару со сговорчивым агентом. Последний же, почувствовав, что запахло жареным, в один отнюдь не прекрасный день может смело заявить пострадавшему, что он    «впервые его видит» и «его здесь не стояло». Впрочем, у «левых» сделок есть оборотная сторона: агент тоже рискует. Он может вообще ничего не получить, даже если ему удалось грамотно провести сделку. Поскольку, в духе присказки «вор у вора дубинку украл», с точки зрения клиентов ничего зазорного в обмане обманщика нет. И негде искать справедливости – обе стороны знали, на что шли. И заранее дали позитивный ответ на, казалось бы, риторический вопрос: «Доверите ли вы материальные (а для клиента – просто огромные) ценности человеку, заведомо способному на обман?».